Архетипы психология и работа

архетипы психология, исследование архетипов, определить архетип, работа с архетипами

Добрый день. Меня зовут Светлана Гроисс. Область моих интересов – архетипы, психология изменений через контакт с ними.

В этом разделе хочу ответить на самые популярные вопросы психологии архетипов, которой посвятила 5 лет профессии и 30 лет просто сознательной жизни. Рекомендую прочитать и задуматься, если вы вступаете на Путь Героя, исследуете Личную Историю о Силе и Женственности, видите сновидения и выстраиваете отношения с собой и другим (Партнером).

Навигация по вопросам:

Архетипы и психология коллективного – что это?

Где-то в бессознательных глубинах нашей психики обитают архетипы – изначальные структурные формы, универсальные идеи, общие для всего человечества с его миллион-летней историей. Как и нашим инстинктам, архетипам в психологии современного человека – миллионы лет. Но если инстинкт имеет материальную (физическую) природу, то архетип – принадлежит психическому миру. И конечно, оба мира переплетены.

Архетипы обладают своей энергией (как и все в психике), именно так они могут влиять на наше индивидуальное Эго. Это тонкий инструмент взаимного контакта с разными результатами. Временами Эго может с помощью личных образов и культурных символов постичь часть архетипической энергии, но чаще – попадает под власть огромного бессознательного. Ведь архетипы – как боги внутри нашей души, (см. Технику безопасности). и многие архетипы носят имена богов (см. книги Джины Шиноды Болен, Галины Бедненко).

Как и через что мы опознаем архетипы?

Они всплывают к нам из глубин в виде образов, порожденных игрой нашего воображения и одновременно – с качествами той структурной формы, которую они представляют. Вспомните свои яркие сновидения, необычные видения в медитациях, спонтанные рисунки, героев фильмов (как фантазии сценариста), книг, картины художников… – Если они задели вас за живое, вызвали смену состояния, вспоминаются вам задолго после контакта – это будут архетипические образы. И именно они “провоцируют” в нас чувства: восторг, страх, почтение, отвращение, любовь или ненависть… И наше поведение оказывается под их влиянием, наши выборы оказываются не чистым “волеизъявлением”, а следствием их вмешательства.

Пример: клиентка принесла на сессию сновидение о вампирах. После этого все ее мысли и оценка собственного поведения рассматривались через призму “вампира”. И я допускаю, что в обычной жизни было дано место не только фантазиям, но и психологическим экспериментам (границы влияния, степень манипуляций) в отношении близких людей. Именно они чаще попадают под “открытый огонь” прорывов нашего бессознательного.

Чем архетип не является?

георгий милляр, баба яга в кино, архетипы психология

Внимание! Архетип в психологии не является образом, но проявляется через него. Все древние и современные изображения, которые выдает поисковый механизм интернета, – это попытка хоть как-то передать суть этого феномена. И здесь есть особенности: культурный и исторический фон эпохи, субъективное восприятие автора образа, доля народной “креативности” и стереотипизациии, теневые неосознанные проявления, влияющие на финальный образ.

Пример: образ бабы Яги, сыгранный Георгием Милляром, – старая безобразная старуха, описанная Далем в толковом словаре, – насколько эти образы далеки от изначальной народной бабы Яги, знахарки и мудрой зрелой (а не старой) Женщины. Точнее так – возраст у Яги – образа Ведьмы и Волшебницы – был разный.

Поэтому будьте в меру критичны и включайте собственную “коллективную” бессознательную память. Слушайте внутренний отклик и полагайтесь больше на свои чувства и ощущения, а не на визуальную картинку – от сознания или средств массовой информации.

Архетипы и психология: попытки классификации

Архетипы. Число их неведомо никому, но сам Карл Густав Юнг – основоположник глубинной аналитической психологии и исследователь архетипов – предостерегал их не “плодить”, хотя и описал подробно несколько из них (без системы): Младенец, Дева, Старец, Мать, Трикстер, Персона, Тень, Анима и Анимус, Дух, Самость… Их отражение мы находим не только в художественных произведениях, культурных памятниках, но и диагностических колодах Таро, психологических методах.

Архетипы непознаваемы, но приблизительное впечатление о них мы обретаем через архетипические образы. И для этих образов существуют более-менее рабочие системы и классификации. Например, популярная в последнее время модель 12 архетипов Пирсон. Изначально основанная на концепции Путь Героя, эта модель отлично прижилась в современной реальности, маркетинге, бизнесе, стилистики. Психология и архетипы больше не были в исключительной связи, а обрели прикладные области. Подробно о модели 12 архетипов и ее психологических основах написано в Википедии.

Пример: для целей успешного брэндинга и укрепления лояльности потребителей архетипы Пирсон были разделены на 4 мотивационные категории в психологии (в скобках – примеры современных брендов и производителей):

  • потребность в стабильности и контроле — Творец (LEGO, Apple), Заботливый (Nivea), Правитель (Mercedes-Benz, Audi, Rolex);
  • потребность в принадлежности и обладании — Шут (Ben & Jerry’s), Славный малый (IKEA, Levi’s), Любовник (Bacardi);
  • потребность в риске и мастерстве — Герой (BMW, Nike), Бунтарь (Linux, Harley-Davidson), Маг (Абсолют, Red Bull);
  • потребность в независимости и самореализации — Простодушный (Coca-Cola), Искатель (Starbucks, Land Rover), Мудрец (Sony, Philips).

Гендерные системы архетипов в психологии

путь героя, путь героини, архетип героя, архетипы психология, женские архетипы, квест онлайн,

Развитие феминизма не только вновь познакомило женщин со своей Личной Силой и дало равные права в партнерстве с мужчинами (опустим перегибы, которые существуют в любом политическом течении). Женщины-исследователи погрузились глубже в самопознание и через клиническую практику предложили сильные рабочие концепции классификации женских архетипов. Среди них – Джин Шинода Болен, Тони Вольф, Люси Энн Сайкс, Мери Диан Молтон и другие. Клиническая практика – это значит, что за психологией архетипа в системе стоит личная история различных женщин, ее подтверждающая.

В рамках моих авторских курсов онлайн я предлагаю вам исследовать и найти свой ведущий архетип – отражение – в 4 вечных женщинах Тони Вольф: Амазонке – Медиуме – Гетере – Матери. Либо принять участие в Квесте “О Женской Силе” и оживить их в личной сказке и жизни…

P.S. По аналогии с женской четверицей существует и мужская версия архетипов (Король, Воин, Маг, Любовник).

Осторожно, архетипы: техника безопасной работы

Главный секрет работы с архетипами в любом формате – с моей точки зрения – это здоровые психологические границы и забота о них. Архетипы в психологии индивидуума стоят выше силы эго и глубже его возможностей влияния и контакта. Часто они врываются в нашу жизнь. И все же есть возможность контролировать свою реакцию на них и под их влиянием:

  1. Понимать себя и свои чувства – осознавать их, называть их и различать их оттенки (раздражение, злость, гнев, ярость), видеть то, что тяжело (страх, стыд, ненависть, табуированные желания).
  2. Возвращать себе ответственность (в ее границах) – за поступки, мысли, намерения, под влиянием бессознательных отношений с архетипами.
  3. Проявлять интерес к тому, что живет в вас – и личному, и коллективному. А это значит, заниматься самопознанием – каждый день в общении с миром, а не только на курсах или квесте.
  4. Не идеализировать (это все же признак инфантильности и ведет к зависимости) – ни архетипы, ни психологию, ни учителей, ни вас самих. Главный принцип работы с архетипами – тестирование реальности – как в вашей жизни проявляется это внутреннее движение, каковы его истоки и последствия?

Этому я учу себя и своих клиентов в терапии / курсах / квестах. Это определенное состояние и стиль жизни и заботы о себе. Мягко, бережно, с любовью.

Благодарю за внимание и рада работать для вас.

(с) 2020, Светлана Гроисс, сильный психолог, арт-терапевт – специально для проекта Алхимия Перемен

ПОДРОБНЕЕ О ТОМ, ЧТО Я ДЕЛАЮ (перейти на официальный сайт)

Все права защищены. Тексты, размещённые на данном сайте без указания другого авторства, принадлежат Светлане Гроисс. Никакая часть данного текста не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме, без письменного разрешения владельца.