Мать – архетип Великой Матери – могущественный и ресурсный, древний как сам мир, который был когда-то ею порожден и живущий, творящий через естество женской природы. Я не берусь утверждать, что этот зов ясно слышен в каждой из нас, но то, что мы с ним знакомы (как дети) и его поглощающей, захватывающей силой (особенно противоборствующей в период сепарации) – это правда. Не стоит путать архетип матери с представлением об идеальной матери – иллюзию, которую мы все лелеем с детства. Хотя архетип матери далек и от реальной женщины-матери, и от идеальных представлений о ней, он вбирает в себя светлые и теневые полюса проявления материнской функции в судьбах человечества. «Свет» Архетипа всем нам знаком хотя бы потому, что у каждого взрослого, независимо от того, какой была его реальная мама, всегда внутри будет тоска по идеалу – безусловной и принимающей любви, которая самоотверженно служит потребностям своих детей, оберегает и поддерживает.

Обратная цена “материнской опеки” – самоотверженность. Это не просто альтруизм, это отказ от собственной личности и ее потребности в пользу потребностей других. В этом и ловушка, и стратегия сбегания женщины с архетипом Матери – от реальности и необходимости реализовать себя как взрослая (а не только как родитель). Освободиться от захваченности архетипом матери и самоотверженности можно поняв и осознав, что она никогда не сможет быть идеальной матерью. Архетип и реальность, хотя и взаимодействуют, но не одно и тоже! А также заботясь о себе и раскрывая в себе социальную сферу самореализации в виде независимой Амазонки или Медиума-проводника для других.

Мать может быть как вашим ведущим, так и вспомогательным или противоположным женским архетипом. Понаблюдайте за собой – проявляются ли в вас ее ключевые характеристики…


Архетип Матери: характеристики и проявления Женщине

женские архетипы, гид по женским архетипам, архетип мать, архетип матери

СУТЬ (КВИНТЭССЕНЦИЯ): забота, питание, помощь, щедрость и обучение.

ЗАДАЧА: “Ее инстинкт относится ко всему, что находится в процессе роста, то, что еще не развито, нуждается в защите, заботе и помощи”. Объект ее заботы – и личный, и внешний. Проблемы, относящиеся к тому, как она может работать с ее подопечными, рассматриваются с этой точки зрения. Женщина с ведущим Материнским архетипом естественно предполагает присутствие объекта ее воспитания.

ЭГО-ОРИЕНТАЦИЯ женщины-Матери: личностно вовлечена в отношения с детьми и подопечными. Думает, действует, служит – конкретным личностям и объектам, на которые перенесена ее материнская любовь.

Архетип Матери в ПРОФЕССИИ /РОЛИ: : «мама» или «материнские профессии»: школы, больницы, сфера услуг, работа с детьми, психология, социальная работа плюс все, что связано с домохозяйством.

КЛЮЧЕВЫЕ НАВЫКИ:

– зачатие, вынашивание и воплощение новой жизни, нового в мир,

– материнская забота и сочувствие,

– инстинкт или импульс связанный с помощью,

– уход и забота за другим, зависимым,

– помощь в поддержании и развитии жизни,

– навык планирования и управления ограниченными ресурсами,

– эмпатия и переработка переживаний и опыта другого.

ЗОНЫ РАЗВИТИЯ /ПРЕПЯТСТВИЯ: инфляция роли матери (преувеличение), потеря идентичности (в детях), нарушение границ, зависимость-созависимость в отношениях, выгорание, развитие динамики агрессор-жертва. Наиболее распространенные “перегибы” – гиперопека над детьми, самоотверженность.

Архетип Матери и ОТНОШЕНИЕ С МУЖЧИНАМИ: определены его положением мужа и отца. Равенство и близость часто ограничены. Больше – формальное общение (в рамках роли матери-отца), но нередко – перенос на мужа материнских чувств и опеки.

Мать и ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ: носят инстинктивный характер и рано проявляются в подрастающей девочке (куклы, соседские дети, братики-сестрички). Интерес, а главное активная вовлеченность в жизнь ребенка для такой личности определяет ее выборы в жизни, а также выбор правильных условий (гнезда) и партнера. Без перегибов архетип Матери усиливает восприимчивость и эмпатию, глубинное понимание потребностей ребенка или иного объекта и способов их удовлетворения. Однако это часто распространяется на всех окружающих, подчиняя, обволакивая и вводя в регрессный транс, вынуждая защищаться от этой экспансии “великой матери”, спасать цельность своего Я.

Анализ вашей ситуации / ресурсов / Силы / Пути – см. ЖЕНСКИЙ ВОПРОС: Встречи на глубине

Мой ТОП-3 фильмов (посмотреть):

  1. Возвращение /Volver (2006)
  2. Мачеха /Stepmom (1998)
  3. Невидимая сторона /The Blind Side (2009)

Спроси свою Великую Мать (услышать себя):

  1. Какие идеи и желания Ты вынашиваешь сейчас и каким из них пора родиться?
  2. Что нуждается в поддержке и питании в Тебе и в Твоей жизни?
  3. Как Ты распределяешь свое внимание и ресурсы между детьми, проектами, подопечными?

*Расширенная версия списков фильмов и вопросов – в Курсе бесед “Женские Архетипы”

Цитаты-ключи (размышлять):

“Везде, где есть Мать, обязательно есть объект внимания, Ребенок или некое подобие ребенка, в качестве протеже, подопечных, пациентов, учеников или даже организации. И ее эго главным образом инвестируется в благополучие тех, о ком она заботится. Ее энергия инстинктивная, контейнирующая, охватывающая и исполненная заботы.”

“Она не ведет себя с высока, но предоставляет место развитию и безопасности, и находит реализацию своего эго в усилении объекта ее внимания до тех пор, в норме, пока он сможет быть выпущенным из-под ее заботливого крыла.”

“В случае материнских профессий, место дома занимают общественно полезные учреждения и организации.”

“Отрицательный аспект материнского – чрезмерное стремление ухаживать и опекать объект, когда он больше в этом не нуждается; отсутствие уверенности в силах и независимости последнего, вмешательство в его развитие.”

“Эго воспринимается только в материнской функции и пусто без нее. Особая опасность состоит в том, что непринятые аспекты ее собственной личности могут проникать в ее протеже и могут иметь склонность реализовываться через них.”

“Отношения с мужчиной реализуются через роль соперника или товарища, который не выдвигает никаких личных требований, […] который заслуживает того, чтобы его принимали всерьез, кто разжигает свою энергию и воодушевляет к своим лучшим стремлениям.”

Антония Тони Вольф

Архетипы греческих богинь (соответствие):

ДЕМЕТРА

ДЕМЕ́ТРА (Δημήτηρ), в греч. ре­ли­гии и ми­фо­ло­гии бо­ги­ня пло­до­ро­дия и зем­ле­де­лия. Дочь Кро­но­са и Реи, се­ст­ра и суп­ру­га Зев­са, от ко­то­ро­го име­ла дочь Пер­се­фо­ну. Од­на из наи­бо­лее по­чи­тае­мых олим­пий­ских бо­гинь, пре­крас­но­го об­ли­ка, бла­го­рас­по­ло­жен­ная к лю­дям, по­мощ­ни­ца в сель­ских тру­дах. Её куль­то­вые име­на: Хлоя («зе­лень», «по­сев»), Кар­по­фо­ра («да­ри­тель­ни­ца пло­дов»), Фес­мо­фо­ра («уст­рои­тель­ни­ца»), Си­то («хлеб», «му­ка»). Она по­да­ри­ла Трип­то­ле­му ко­лес­ни­цу с кры­ла­ты­ми дра­ко­на­ми и да­ла зёр­на пше­ни­цы, ко­то­ры­ми он за­се­ял всю зем­лю. Деметра нау­чи­ла лю­дей па­хо­те и се­ву. Она на­пол­ня­ет ам­ба­ры зем­ле­дель­ца за­па­са­ми. Миф о Деметре ри­су­ет об­раз скор­бя­щей ма­те­ри, по­те­ряв­шей лю­би­мую дочь Пер­се­фо­ну, по­хи­щен­ную Аи­дом. На ос­тав­шей­ся без по­кро­ви­тель­ст­ва Деметре зем­ле на­сту­пил го­лод, и Зевс при­ка­зал вер­нуть Пер­се­фо­ну ма­те­ри. Од­на­ко Аид дал вку­сить ей гра­на­то­вое зёр­ныш­ко (сим­вол пло­до­ви­то­сти, вла­дель­цем ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся бог смер­ти), что­бы она не за­бы­ла цар­ст­во смер­ти. С тех пор две тре­ти го­да Пер­се­фо­на про­во­дит на зем­ле с ма­те­рью – и вся при­ро­да рас­цве­та­ет, пло­до­но­сит и ли­ку­ет, – и од­ну треть го­да – в цар­ст­ве смер­ти Аи­да.

Главное свя­щен­ное ме­сто Деметры – Элев­син в Ат­ти­ке, где в те­че­ние 9 дней ме­ся­ца боэ­дро­мио­на (сен­тяб­ря) про­хо­ди­ли Элев­син­ские мис­те­рии, сим­во­ли­че­ски пред­став­ляв­шие го­ре Деметры, её стран­ст­вия в по­ис­ках до­че­ри, тай­ную связь ме­ж­ду ми­ра­ми жи­вых и мёрт­вых. Ста­рин­ные афин­ские се­мьи име­ли на­следств. пра­во уча­стия в этих мис­те­ри­ях с со­блю­де­ни­ем обе­та мол­ча­ния. Деметру по всей Гре­ции про­слав­ля­ли на празд­ни­ке Фес­мо­фо­рий как уст­рои­тель­ни­цу зем­ле­дельческих по­ряд­ков. Деметра от­но­сит­ся к чис­лу древ­них жен­ских ве­ли­ких бо­гинь (Гея, Ки­бе­ла, Ве­ли­кая бо­ги­ня-мать). В рим. ми­фо­ло­гии Деметре со­от­вет­ст­ву­ет Це­ре­ра.

Источник: Большая российская энциклопедия.


Вспомогательные МАТЕРИ женские архетипы:

АМАЗОНКА и МЕДИУМ (ЖРИЦА)

Противоположный:

ГЕТЕРА (ГЕЙША)

Глубинная терапия с архетипами – Психологический КВЕСТ СКАЗКА “О ЖЕНСКОЙ СИЛЕ”>

Примеры женщин – ведущий архетип Матери (галерея):

ВАЖНО! Данный текст / профайл составлен, в первую очередь, для женщин с целью самопознания. В своей работе я опираюсь на литературные источники, знания, полученные в обучении, личный опыт и наблюдения в профессиональной практике – работы с женщинами-клиентками. Здесь все переработано через меня лично и прошло мою внутреннюю проверку. И да, это может звучать субъективно. Слушайте, как оно отзывается в вас…

Приглашаю исследовать и открывать ваше Женское через архетипы и практики: